17.06.2021

Предлагаемая новая среднесрочная тарифная политика на электрическую энергию

После прохождения осенне-зимнего периода 2020-2021 гг. (далее – ОЗП) ситуация в энергетике Кыргызстана резко ухудшилась.

В соответствии с прогнозными данными дефицит электрической энергии на 2021 год ожидается в объеме до 3 млрд. кВтч. Этому способствует очередной цикл маловодного периода, что приводит к снижению уровня воды в водохранилище, а так же ежегодный рост потребления электроэнергии.

Кроме того, из-за недостаточного финансирования капитальных вложений и сохраняющегося тарифного дефицита, энергетические компании были вынуждены покрывать свои затраты по капитальным вложениям за счет долговых обязательств. На сегодняшний день кредиты (долговые обязательства) составляют более 129 млрд. сомов, что при тарифном дефиците является тяжелым бременем для отрасли.

Тарифы на электрическую энергию для конечных потребителей устанавливаются на уровне ниже себестоимости, что приводит к ежегодному дефициту денежных средств, увеличению перекрестного субсидирования, неравному и несправедливому подходу к потребителям электро и теплоснабжающих организаций при установлении тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей.

Учитывая указанные проблемы в энергосекторе, Министерством энергетики и промышленности Кыргызской Республики для прохождения ОЗП 2021-2022 гг. реализуются антикризисные меры, такие как импорт электрической энергии из соседних стран (Казахстан, Узбекистан), увеличение выработки электроэнергии на ТЭЦ г. Бишкек и проведение экономически обоснованной тарифной политики, которая позволит покрыть дополнительные затраты и достичь в среднесрочной перспективе покрытия тарифами стоимости электрической энергии.

С этой целью начата разработка проекта новой Среднесрочной тарифной политики на электрическую и тепловую энергию (далее – ССТП).

В проекте новой ССТП рассматривается введение следующих тарифов на электроэнергию для конечных потребителей.

Население:

1) Для жителей, проживающих в условиях высокогорья и отдаленных труднодоступных зонах предлагается:

— отменить ежемесячную норму потребления электрической энергии в объеме 700 (1000) кВтч в месяц;

— установить единый тариф на электрическую энергию на уровне 1,04 сом/кВтч.

2) Для всех остальных бытовых потребителей за исключением указанных в пункте 3 также предлагается отменить норму потребления электроэнергии (за исключением ОЗП в который будет увеличена до 1000 кВтч).

При этом тариф составит — 1,48 сом/кВтч.

В ОЗП при потреблении свыше 1000 кВтч в месяц – 2,29 сом/кВтч.

3) Для семей, получающих пособия нуждающимся гражданам (в соответствии со списками министерства здравоохранения и социального развития КР) предлагается применять тариф в размере 0,74 сом/кВтч.

Насосные станции:

Для насосных станций и скважин, обеспечивающих население питьевой водой и водой для полива сельскохозяйственных угодий, а также используемых для нужд канализационного хозяйства, тариф на электроэнергию предлагается установить на уровне 1,48 сом/кВтч.

Электрический транспорт:

Для городского электрического транспорта тариф на электроэнергию предлагается установить в размере 1,68 сом/кВтч

Детские учреждения интернатного типа, социальные стационарные и полустационарные учреждения для инвалидов и/или пожилых граждан:

Для детских учреждений интернатного типа, социальных стационарных и полустационарных учреждений для инвалидов и/или пожилых граждан, тариф на электроэнергию предлагается установить в размере 1,68 сом/кВтч

Прочие небытовые потребители (промышленные, сельскохозяйственные, бюджетные и прочие потребители):

Для небытовых потребителей тариф на электроэнергию предлагается установить в размере 2,38 сом/кВтч

Золоторудные месторождения, литейные цеха, субъекты майнинга (криптовалюта):

Для энергоемких промышленных потребителей (золоторудные месторождения, литейные цеха, субъекты майнинга) предлагается применять повышающий коэффициент к соответствующим тарифам на электроэнергию.

 

В дальнейшем, начиная с 2022 года предлагается корректировка тарифов на электрическую и тепловую энергию для всех потребителей на уровень инфляции.